Инвалидность как событие жизненного пути человека(3) Второй этап заключался в истолковании полученных текстов с помощью нарративного анализа, включающего пять последовательных этапов: 1. Анализ биографических фактов; 2. Тематический и текстовый анализ полей; 3. Реконструкцию структуры случая; 4. Детальный анализ отдельных фрагментов текста; 5. Контрастирование рассказанной и пережитой жизненной истории {16}. В результате аналитической работы с текстами повествований было установлено, что для человека с ограниченными возможностями здоровья инвалидность как событие обладает биографической релевантностью. Оно приносит объективные изменения в привычный ход жизни человека и вызывает неоднозначные по своему характеру ответные реакции: от успешной интеграции кризисного события в жизненный путь до погружения в состояние хронического стресса, разность которых обусловливается направленностью человеческого функционирования (в пределах дихотомии - психологическое благополучие/неблагополучие {17; 18}) и степенью её реализации, определение в исследовании которых осуществлялось на основании тщательного изучения форм и содержаний повествований, а также избранных рассказчиками способов для оформления своих лингвистических репрезентаций. Сообщим обо всём по порядку. В исследовательской ситуации участники вели себя по-разному. Психологически благополучные охотно шли на контакт, отличались заинтере-сованностью в эксперименте, желанием понять его цели и задачи, демонстрируя при этом некоторую настороженность к записи рассказа на диктофон. По преимуществу в процессе повествования они не позволяли себе переживать, рационализируя и сохраняя общий позитивный настрой. В ходе интервью демонстрировали свою способность управлять потоком воспоминания, селектируя события и предъявляя их в определённой последовательности. Психологически неблагополучные охотно принимали предложение побеседовать, при этом оставаясь абсолютно безучастными к назначению самой процедуры. Их основной рассказ был относительно коротким, включающим перечисление основных дат и общую оценку происходящего. Для дальнейшего оформления самопрезентации они адресовали запрос интервьюеру на сопровождение повествования дополнительными вопросами. Смысловую линию в рассказе пролагали, отталкиваясь от травматического события, согласуя произошедшее тогда со своим актуальным положением. Исходя из ноэмы в процессе повествования, по преимуществу подвергались повторному переживанию.
|